Благоустройство привокзальной площади


В большинстве крупных городов есть центральные и привокзальные площади. Наличие свободного пространства вокруг вокзалов и аэропортов – отличительная особенность строений данного типа. Различные постройки, магазины, ларьки, модульные лавочки и другие архитектурные формы на территории привокзальной площади – задача местных властей либо частных владельцев вокзала. Правильное оформление вокзала и площади перед ним – задача довольно сложная, поэтому необходимо понимать основные моменты по благоустройству подобной территории.

Нормативы по расположению объектов на привокзальной площади

Пассажирские станции и вокзалы проектируются как единый комплекс, включающий множество торговых точек, зон для отдыха и декоративных участков. Установка различных малых архитектурных форм, скамеек для отдыха, скульптур – все это проводится в соответствии с нормативами.

Согласно требованиям по благоустройству прилегающей к вокзалу площади на ней должны находиться следующие объекты:

  • Твердое покрытие для движения пешеходов и автомобилей;
  • Средства и предметы коммуникаций (различные указательные знаки, информационные стенды и вывески);
  • Малые архитектурные формы;
  • Освещение участков скопления людей, входной группы, стоянки такси и т.д.;
  • Функциональные зоны для отправки и прибытия пассажиров.

Оформление и благоустройство привокзальной площади проводится в соответствии с единым архитектурным стилем города либо конкретного района расположения объекта.

благоустройство привокзальной площади фото

Отдельно стоит отметить нормативы по расположению некоторых объектов на вокзальной площади:

  • Малые архитектурные формы (МАФ) и другие объекты для пассажиров требуется располагать на расстоянии не далее 150 м от входов в здание отбытия и прибытия пассажиров. При этом должен обеспечиваться безопасный проход пассажиров;
  • Для обеспечения беспрепятственного передвижения по территории площади размещенные архитектурные формы не должны создавать помехи для движения.

Любое требование к обустройству пассажирской инфраструктуры вокзалов должно выполняться в соответствии с нормативами. Основная задача благоустройства площади перед вокзалом – обеспечение свободного и комфортного передвижения транспорта и пассажиров. Помимо обеспечения проезда и обустройства территории согласно нормативам каждая станция должна включать отдельные функциональные зоны для посадки и высадки пассажиров.

Функциональные зоны

Наличие привокзальной площади в крупном городе всегда подразумевает обилие пешеходов, пассажиров, провожающих, встречающих людей. Для одновременного нахождения сотен людей на одной площади требуется грамотное распределение пространства. Согласно нормативам выделяют несколько основных видов функциональных зон:

  • Зона для перемещения и движения пешеходов;
  • Зона движения транспортных средств;
  • Зона стоянки (парковки) автомобильного парка и посетителей площади;
  • Зона посадки-высадки пассажиров.

Указанные выше зоны часто обозначаются разделительными линиями либо ограждениями. Для удобства посетителей все важные участки площадки обозначаются информационно-указательными табличками. Стоит отметить, что согласно нормативам зона для посадки-высадки пассажиров должна оборудоваться таким образом, чтобы движение было открыто только для автобусов и микроавтобусов.

требование к обустройству пассажирской инфраструктуры вокзалов фото

Также при проектировании путей движений людей и транспорта необходимо учитывать, чтобы потоки перемещения не пересекались. Для этого на подобных площадях можно оборудовать надземные или подземные переходы (организация движения потоков на разных уровнях).

За счет грамотного расположения зон возникает пространство для беспрепятственного движения как людей, так и транспорта. Благоустройство территории также зависит от правильного выбора участков. Учет хотя бы нескольких нормативов из общего свода позволяет правильно использовать свободное пространство на привокзальной площади.

МАФ

Дополнительное благоустройство территории около вокзалов редко обходится без размещения малых архитектурных форм. В их число входят следующие объекты: заборы, беседки, площадки, скульптуры и др. Малые архитектурные формы участвуют в создании городской среды, как сбалансированного комплекса элементов. Грамотно спроектированная и размещенная скамейка вокзала позволяет повысить комфортность пребывания человека на площади. Помимо практической пользы малые архитектурные формы обеспечивают созданию картины дизайна.

На территории автобусных станций принято оборудовать следующие виды МАФ:

  • Остановочные павильоны со скамейками;
  • Беседки;
  • Отдельно стоящие лавочки;
  • Урны, сочетающиеся по дизайну с окружающим ландшафтом;
  • Цветочные клумбы;
  • Стенды с информацией.

Сочетание перечисленных вариантов МАФ должно быть органичным, иначе объекты станут выделяться и портить дизайн участка.

скамейка вокзал фото

Скамейки и лавочки

Самый востребованный предмет на любой привокзальной площади – лавочки и скамейки. Комфортное ожидание прибытия автобуса возможно лишь при наличии большого количества лавочек и беседок. Скамейки на подобных территориях должны сочетать прочность (защиту от вандалов), практичность и правильное размещение. Помимо отдельно стоящих скамеек для рассадки ожидающих можно использовать комбинированные конструкции – беседку, навес, остановочный павильон, скамья без спинки, модульные скамьи. Обилие скамеек на привокзальной площади – верный способ создания единого дизайна участка.

Соответствие нормативам, подход к проектированию схем движения пешеходных и транспортных потоков, оборудование территории удобствами – все это включает в себя работа по благоустройству образцовой привокзальной площади.